В наше время смартфоны, планшеты и прочие мобильные гаджеты перестали быть удивительной новинкой и давно стали привычным атрибутом и спутником нашей повседневной жизни.

С ними случилась потеря «новизны» также, как ранее и с настольными персональными компьютерами, которые в 1970-е годы воспринимались еще более сенсационного, чем нынешние смартфоны. Сейчас многие фирмы выпускают компьютерную технику, но первой компанией, сделавшей из этого мировой тренд, стала Apple. Именно об этой компании, основанной в 1976 году в Калифорнии, мы и поговорим сегодня: первой в мире по доходам, первой по алфавиту, и первой в рубрике «Компании».

Бренд Apple напрямую связан с судьбой двух талантливейших предпринимателей и специалистов технологической сферы – Стивом Джобсом и Стивом Возняком – именно в таком порядке. Личность Джобса стала культовой, т.к. именно он был идейным вдохновителем и разработчиком большинства новинок компании, в том числе и таких знаковых как первый массовый персональный компьютер Apple II, Macintosh (iMac), iPod, iPad, iPhone и многие другие. Гораздо важнее были не его технические навыки, а умение определять тренды технологического развития, и делать на них бизнес. Он основатель не только Apple Computer, но и таких известных фирм как NeXT и Pixar. Последняя стала эталоном в сфере компьютерной графики. Однако никому не дано жить вечно – Стив Джобс умер в 2011 году. Об этой, новой, компании мы и поговорим.

Компьютеры были и до Apple, но основатели смогли сделать их доступными, сохранив высокую функциональность. То есть, фактически, в далекие 70-е они создали первый ПК. Интересно, что название фирмы как «Apple» («Яблоко») появилось не случайно – оно было выбрано для того, чтобы опередить своих ближайших конкурентов хотя бы в алфавите. Если учесть, что в то время техника продавалась по каталогам, где вся продукция демонстрировалась в алфавитном порядке, то уже в самом начале своего существования компания получила конкурентное преимущество. И так, на самом деле, было во всем – это и был стиль Джобса. Поэтому неудивительно, что после его смерти в компании начался кризис.

Нет, он не был всеохватывающим или финансовым – он был идеологическим. Компания не прекратила свое существование, да и до банкротства было далеко. И новый менеджмент компании все еще его полностью не преодолел, ведь им необходимо было найти или «второго Джобса», или найти новую нишу… Однако новое руководство решило поступить в духе консерватизма (зачем рушить то, что и так несет «золотые яйца») и решили оставить все как есть. Сейчас компания существует во многом по инерции, но, откровенно говоря, всем бы такую «инерцию» - с 2011 года Apple неизменно находится в числе топовых мировых корпораций как по капитализации, так и по обороту. Не является исключением и 2016 год, но об этом позднее.

В 2011 году Apple впервые стала самой крупной в мире компанией с капитализацией в $338,8 млрд, что превысило показатели не только своих прямых конкурентов (это случилось еще годом ранее), но и нефтегазовых гигантов, таких как ExxonMobil. До этого авторитет сырьевых компаний был непререкаем и впервые мир увидел, что локомотивом экономики может стать не нефть или газ, а новые технологии. Это породило массу «подражателей» по всему миру, хотя достичь успеха Apple пока никому не удалось. Впрочем, выйти на первое место в мире компании удалось еще при жизни Джобса, хотя оперативным управлением уже тогда занимался Тим Кук – нынешний гендиректор Apple.

Смерть Стива Джобса несколько спутала настроения на финансовом рынке и акции ExxonMobil вновь пошли вверх. В течение 2011 года они несколько раз менялись местами, однако в 2012 стало ясно, что Apple так просто не сдаст свои лидерские позиции. Кстати, обе компании «торгуются» на американской NASDAQ и Лондонской фондовой бирже.

Вопреки негативным ожиданиям финансистов относительно судьбы «осиротевшей» компании, продажи iPod, iPad и iPhone лишь наращивали свои объёмы, что сказалось и на общей капитализации компании – в 2012 году она достигла цифры в $456 млрд., что вдвое превысило совокупную стоимость своих прямых конкурентов – Google и Microsoft. В августе того же года она добилась статуса самой дорогой компании в истории, побив рекорд от 1999 года той же Microsoft. Но и на этом Apple не остановилась, побив собственный рекорд и достигнув капитализации в $705,07. Впрочем, после этого наметился спад финпоказателей – «наследство» Джобса постепенно стало иссякать…

Из-за того, что ничего принципиально нового после смерти основателя так и не было сделано, акции Apple резко пошли вниз – к январю 2013 года потеряв сразу 37% своей пиковой стоимости. Это дало возможность ExxonMobil попытаться вернуть свои былые лидерские позиции, однако надолго спад цен на нефть и газ ей воспрепятствовали. Тим Кук и менеджмент Apple тогда пришлось что-то срочно предпринимать, причем это должно было быть нечто новое и уникальное, в духе Джобса.

Таким решением по мнению руководства стал переход на 64-битную ARM-архитектуру чипов. 64-битная система отличается от 32-битной тем, что позволяет преодолеть техническое ограничение в 4 гб, что сильно ограничивало дальнейшее развитие компьютеров. Да, это экспериментально делали и другие компании, но Apple рискнули поступить именно в духе Джобса – как тот в 1976 году выпустил Apple II, в то время как другие не решились сделать полностью домашний компьютер, так теперь Кук выпустил 2-х ядерный микропроцессор Apple A7 с 64-битной архитектурой. Так он положил начало новой эпохе массового компьютерного рынка. Вслед за этим на суд публики был выпущен Apple Watch.

Несмотря на относительно скромные показатели продаж Watch и разговоры о том, что последняя разработка провалилась, к концу 2014 года Apple смогла укрепиться на первой позиции в мире по капитализации с показателем в $663,43 млрд.

В 2015 году выход на рынок новых моделей iPhone и других гаджетов хотя и вызвал некоторое разочарование у пользователей (ничего принципиально нового они там не увидели), однако позволил Apple нарастить прибыль. И не просто нарастить, а обеспечить достижение нового рекорда по собственной капитализации – $710 млрд. Это дало возможность увеличить разрыв со своим ближайшим преследователем ExxonMobil до $300 млрд.

Столь основательный рост капитализации Apple напрямую связан с выходом корпорации на огромный рынок Китая. Поскольку это совпало с небывалом ростом доходов рядовых китайцев, то Apple получила потенциальный рынок для продаж своих гаджетов объемом в несколько сотен миллионов человек. В «Поднебесной» только за один 2014 год уровень продаж iPhone и других гаджетов американской корпорации вырос на 70%. Тогда же ежеквартальная прибыль компании достигла небывалого показателя в $18 млрд.

Однако на этом поступь Apple не прекратилась – уже в новом 2016 году прибыль корпорации по итогам первого квартала достигла $18,4 млрд., то есть рекорд прошлого года вновь был обновлен. Согласно опубликованному в январе финансовому отчету, на данный момент оборот Apple составляет около $76 млрд, что является еще одним рекордом. Основой этого благосостояния является iPhone. И это при том, что за отчетный период Apple увеличила продажи всего на 1%, продав, однако аж 74,7 млн этих гаджетов. Именно этот показатель роста в 1% является поводом для беспокойства менеджмента. Аналитики корпорации заявили, что по итогам второго финансового квартала 2016 года ожидают новый рекорд, но уже негативный – может произойти самое крупное падение продаж за последние 15 лет. То есть компания рискует вернуться к тому периоду, когда она была далеко не на первом месте в мировом рейтинге.

В Западной прессе, анализируя такое положение вещей, увидели две возможные причины для пессимизма представителей компании. Во-первых – спрос на новый iPhone был только пока он был новым, а спустя полгода «новизна» его порядком утратится. Во-вторых – этот спрос оказался слишком слабым и не вызвал былого ажиотажа т.к. ничего радикально нового, кроме увеличения диагонали экрана, Apple предложить не смогла. А на этот технологический продукт менеджмент ставит практически все, ведь именно он занимает две трети всех продаж компании.

Тим Кук в комментариях к этим отчетам уверял «яблочников», что Apple сможет компенсировать потери на iPhone продажами планшетов iPad, однако полностью перекрыть их вряд ли удастся. Гендиректор также уверен, что будет значительно увеличена прибыль от онлайн-сервисов, принадлежащих компании, таких как Apple Music, Apple TV и пр.

Вероятно, что менеджмент делает ставку и на поглощения других компаний, а также на прямые инвестиции. За всю историю своего существования Apple поглотил почти 60 фирм и предприятий, работающих в сфере высоких технологий. Судя по всему, после смерти Джобса была сделана ставка не на самостоятельную разработку новых технологий, а на поглощение других. Так, в одном только 2013 году было заключено 12 подобных сделок. Это и дало возможность запустить ряд онлайн-сервисов.

Однако все это можно назвать полумерами – без появления новой концепции и идеологии компании, существующей на старых запасах, рано или поздно наступит острейший кризис. И это будет, прежде всего, «кризис жанра», поскольку эксплуатировать старые наработки вечно не получится, а открыть нечто принципиально новое Тиму Куку и его коллегам пока не удается. Получится ли это у них или они опять пойдут по пути «сбора» чужих разработок? Покажут ближайшие два года.