Когда в 1983 году вчерашнему школьнику Джимми Лиатауду отец предложить стать предпринимателем или пойти служить, юноша отказался идти по стопам отдавших несколько лет армии братьев и отца, взяв в долг у родителей 25 тыс. $ чтобы открыть ресторан быстрого питания.

Прошло больше 30 лет, и теперь у Jimmy John’s Franchise, LLC более 2000 ресторанов, которые обслуживают около 60 тысяч сотрудников.

Школьником Джимми любил чикагскую уличную еду, особенно чикагские венские хот-доги. Летом 1982 года он обошел окраины Чикаго, изучая меню в закусочных и составляя список необходимого оборудования, которое в скором времени собирался приобрести, но средств на которое пока недоставало. Для открытия одной точки продажи хот-догов требовалось 45 тыс. $, что на 20 тыс. $ превышало возможности Джимми. И когда однажды в родном Иллинойсе парень наткнулся на стойку с сэндвичами, где увидел холодильник, мясную ломтерезку и кассовый аппарат, Лиатауд решил заниматься сэндвичами, забыв о хот-догах навсегда.

Печь хлеб Лиатауд не умел: этому пришлось учиться самостоятельно, по библиотечным книгам; рецепт булочек, который Джимми создал тогда, используется в Jimmy John’s и сегодня. После того, как проблема с хлебом решилась, юноша купил колбас и начал работать над меню.

В августе 1982 года Джимми готовил четыре сэндвича, которые стали основой для открывшегося зимой кафе, — переоборудованного гаража, в котором раньше готовили пиццу, расположенного рядом с несколькими барами, что показалось молодому дельцу многообещающим. Главное условия отца в начале совместной работы: если заведение окажется убыточным, и Джимми не сможет вернуть долг, он отправится в армию на два года. Джимми согласился и взял деньги.

Отец владел 48% бизнеса, другая часть принадлежала Джимми. Проучившись один семестр в университете, парень бросил учебу, чтобы посвятить 35 лет быстрому питанию.

За первый год Лиатауды получили 155 тыс. $ дохода и 40 тыс. $ прибыли, а уже через год прибыль выросла до 50 тыс. $. Джимми работал без выходных, 15 часов в сутки, получая около 200 $ в неделю или 2 $ в час. Вскоре молодой человек нанял менеджера, понимая, что предоставив ему легкую работу и прислушиваясь к советам, сможет лучше обслуживать клиентов.

Несмотря на близость баров, где проводили время студенты Иллинойского университета, место закусочной оказалось не слишком удачным, и заведению понадобилась доставка. Через 3 года после открытия первого кафе Джимми выкупил отцовскую часть предприятия.

В 1994 году, когда Jimmy John’s владели уже 10 ресторанами, избежавший долгов, Джимми решил создать франчайзинговую сеть. К 2002 году ресторанов стало 160, но при таком быстром расширении Лиатауд не смог обеспечить нужный уровень заведений; 70 оказались убыточными, тогда как рестораны, которыми владел и управлял Джимми, оставались успешными.

«Когда я продавал первую франшизу, я предполагал, что каждый будет, так же как и я, взволнованно просыпаться утром чтобы печь хлеб и нарезать овощи», — сказал Лиатауд.

Джимми перестал продавать франшизы, за 18 месяцев обошел все заведения, исправил 63 точки продажи сэндвичей, закрыв 7.

«Они не соответствовали моей системе и не следовали духу моих заведений, — говорит Джимми. — Я много вынес из этого опыта, так что изменил правила для людей, позволяя им входить в мою систему, покупая франшизу. Я объяснил, насколько тяжело может быть в Jimmy John’s. Я объяснил им переработку, неумолимую погоду, поздние ночи в выходные дни, и другие жертвы, на которые нужно идти, решаясь войти в дело».

Сегодня Лиатауд и CEO компании Джеймс Норт встречаются с каждым владельцем ресторана, обучая их работать в системе и следовать ее правилам, многие из которых Джимми создал за время первых самых тяжелых 6 месяцев работы в быстром питании, таким как необходимость помнить предпочтения как можно большего числа клиентов и сохранять доверие потребителя.

В мае 2015 года, как сообщает Reuters, Лиатауд планировал первичное размещение акций своей сети закусочных с «сэндвичами для гурманов» стоимостью 2 млрд. $ включая долги.

Создатель Jimmy John’s потратил два года на консультации с финансистами, обсуждая первичное размещение облигаций, однако решил сосредоточиться на ведении бизнеса.

«Я приготовил весь обед на День Благодарения, и перед тем как подать его, я его выбросил», — сказал Лиатауд об отказе от выхода на фондовый рынок. «Я не думаю, что моей рулевой рубке хорошо на Уолл-Стрит. Моя рулевая рубка — одноэтажная Америка».

Главной причиной своего успеха Лиатуад называет упорный труд.

«Я уже работал 20 лет 100 часов в сутки, и я действительно думаю, что никогда не захочу вернуться и повторить это», — говорит Джимми.

В 2012 году журнал Entrepreneur поставил сеть закусочных Jimmy John’s Franchise, LLC на первое место в списке франшиз 2016 года. Джимми был увлеченным охотником, но после роста возмущений по поводу охоты на крупных животных, и публикации фотографий, на которых Лиатауд запечатлен с трофеями из Большой африканской пятерки он, по собственному утверждению, перестал охотиться.

Двоюродный брат Джимми, Майк Лиатауд, в 1989 году основал собственную сеть ресторанов быстрого питания, Milio’s Sandwiches. Майк, который с 10 лет мечтал о собственной стойке продажи хот-догов, и Джимми, собирались начать бизнес вместе. Об отличиях между сетями закусочных Майк сказал так:

«Будь то Jimmy John’s или Subway, или Blimpie, есть не так уж много секретов в области сэндвичей. Это положенная на хлеб колбаса».