Социальный предприниматель Лейла Джана помогает людям зарабатывать больше.

Альтернатива традиционной благотворительности или социально ответственному бизнесу (cause marketing), социальное предпринимательство, оказывается востребованным во все большем числе секторов экономики. Используя новые подходы к ведению бизнеса, молодые организаторы по-новому отвечают на известные вызовы.

Лейла Джана — социальный предприниматель из США, помогающий женщинам и молодым людям стран третьего мира, оказавшимся за чертой бедности.

Samasource — основанная Джаной некоммерческая организация, создает рабочие места в цифровом секторе для жителей развивающихся стран. «Sama» в переводе с санскрита означает «равный».

Предприятия Лейлы объединены в Sama Group, девиз которой: «Талант равно распределен по всей человеческой семье, но не возможности». Sama Group заявляет, что изменила жизни 40 904 людей.

Идея создать предприятие, которое помогало бы живущим за чертой бедности увеличить доход, пришла к Джане после окончания Гарвардского университета, в 2005 году. Тогда девушка работала в индийском офисе крупной аутсорсинговой компании. Джана увидела, что только представители среднего класса знакомились с вакансиями, тогда как выходцы из бедных семей и вовсе не оставляли свои резюме операторам.

Джана написала бизнес-план для аутсорсинговой компании в Нигерии, которая нанимала бы людей из трущоб для ввода цифровых данных. Джана считала важным не только открыть новое предприятие в развивающейся стране, но и привлечь крайне бедных работников.

Составив план, понимая как трудно найти средства для неприбыльной организации, Джана отправилась в Силиконовую Долину. В 2008 г. Лейла получила грант и узнала, что Getty Images ищут тех, кто может помечать фотографии при покупке на онлайн-сервисах. Автоматическое распознавание сервис использовал, но его было не достаточно. Эту простую работу Лейла и выбрала первой для своих сотрудников.

Центр открыли в Уганде — известной исключительной бедностью, страдающей от детской преступности стране. Офис в африканском государстве успешно работал, к тому же, после того как сотрудники покидали Samasource, знание интернета упрощало дальнейший поиск вакансий, и годовой доход семей-участников программы возрастал в несколько раз.

В начале деятельности Samasource, организация предлагала два вида работ: выполнение простых действий, таких как в TaskRabbit, и решение более сложных задач, требующих специальных навыков, вроде онлайн-консультирования. Сегодня, с увеличением числа сервисов, в которых платят за разовую работу в цифровом сегменте, больше и предложений от работодателей.

Samasource использует схему «microwork» — дробление крупных проектов на ряд заданий, выполняемых отдельными людьми через интернет. Организация получает заказы от Google, EBay, Microsoft, TrapAdvisor. Оканчивая работу в организации, человек умеет выполнять несколько работ, зарегистрирован на сайтах по поиску вакансий. В бедных странах бесплатный Wi-Fi — проблема, поэтому возле центров Samasource есть коворкинг-офисы. В отличие от благотворительной помощи, которая чаще бывает разовой, социальное предпринимательство Джаны позволяет добиться устойчивого роста материального благосостояния бедных семей. С 2008 года Samasource помогла им заработать 4, 35 млн. $.

В Sama Group входят также Samahope и Samaschool.

Samaschool — образовательный проект, созданный для тех, кто хочет быть востребованным в цифровом сегменте экономики. Здесь рассказывают о правильном резюме и других базовых вещах, нужных для трудоустройства. Первый офис Samaschool появился в 2013 г. в старом боксерском зале Сан-Франциско, районе, где уровень бедности приближается к 40 %. Сейчас офисы Samaschool есть в США и Кении. Отдельное направление программы — онлайн-обучение. К 2017 году Лейла хочет подготовить 25 000 человек. С помощью краудфандинговой платформы Samahope собирают средства на медицинские программы для помощи социально незащищенным семьям. С недавнего времени платформа переименована в CaringCrowd. Миссия CaringCrowd — обеспечить интенсивную терапию и реанимацию в любом месте любому нуждающемуся. Особое внимание CaringCrowd уделяет родам в бедных странах.

Трое некоммерческих предприятий, объединенных идеей борьбы с бедностью — созданная Лейлой Джаной система, — развиваются вот уже 8 лет.

Несмотря на отказ американки индийского происхождения от получения прибыли, ее история показывает как можно совместить, казалось бы, столь несочетаемые элементы, применяя для борьбы с бедностью развитие электронной экономики в развивающихся странах.

Вот, что Джана написала в своем блоге о благотворительности:

«Но когда мы даем еду, одеяло, обувь, люди не перестают быть бедными. Фактически они продолжают оставаться в ней. После десятилетий продовольственной помощи странам южнее Сахары, большинство африканцев все еще крайне бедны. Почему так происходит? Потому что еда не избавляет от бедности. Она затыкает дыры… Единственный способ сделать бедных людей менее бедными — дать им в руки наличные деньги. Лучший способ дать им в руки наличные деньги — через работу».

В 2012 году Samasource получила Премию Секретаря за инновации для расширения возможностей женщин и девочек (Secretary’s Innovation Award for the Empowerment of Women and Girls). Тысячи жителей в развивающихся странах благодаря Samasource теперь живут лучше.

Джана награждена Всемирной Премией за Социальное Предпринимательство (World Technology Award for Social Entrepreneurship). В 2013 г. основателя Samasource избрали Молодым Мировым лидером Всемирного Экономического форума от Северной Америки.